Ученый доказал наличие у человека «магнитного» чувства

05.07.2016

Ученый доказал наличие у человека «магнитного» чувства
Американский геофизик Джо Киршвинк заявил, что человек, как и некоторые рыбы и птицы, обладает встроенным «биокомпасом», позволяющим ощущать магнитные поля, в том числе и поле Земли.

«Клетка Фарадея стала ключом к этому открытию — лишь несколько лет назад, когда мы установили ее в нашей лаборатории и защитили участников опытов от помех в виде радиоволн и электромагнитных шумов от компьютеров, лифтов и прочих приборов, мы начали получать чего-либо стоящие результаты», — рассказывает Джо Киршвинк из Технологического института Калифорнии в Пасадене (США).
Киршвинк и его коллеги, биологи и геофизики, уже несколько десятилетий пытаются разгадать тайну того, как почти все птицы и многие рыбы и даже морские черепахи умеют «видеть» силовые линии магнитного поля Земли, запоминать их рисунок и использовать его для поиска нерестилищ, зон зимовки и пляжей.
Работа этого механизма до конца не изучена, существует множество различных гипотез о принципе работы «биокомпаса» — к примеру, ученые обнаружили «магнитные» рецепторы в клювах голубей, среди нейронов сетчатки глаза птиц зарянок и мушек-дрозофил. Считается, что люди не обладают чувствительностью к магнитному полю, однако это мнение часто оспаривается, передает РИА «Новости».
Одна из гипотез гласит, что за чувствительность к магнитному полю зависит от белков из семейства криптохромов (CRY), которые присутствуют в организме человека, что и дало основания считать, что мы обладаем шестым, «магнитным» чувством, которое почти перестало работать по каким-то эволюционным причинам.
Калифорнийский геофизик решил серьезно заняться поиском ответа на этот вопрос, создав специальную «магнитную» лабораторию, направление и силу поля в которой можно гибко менять, увеличивая или повышая напряжение на индукционных катушках, окружающих комнату, в которой сидит доброволец. Вся эта система была защищена от внешнего мира при помощи вышеупомянутой клетки Фарадея – по сути, коробку из проволочной сетки, подключенную к системе заземления.
Когда участник опытов сидел внутри этой «клетки», Киршвинк и его коллеги следили за тем, как менялся рисунок активности его мозга при помощи электроэнцефалографа, изготовленного из латуни и других немагнитных материалов. В общей сложности через эту систему прошло 19 человек, в том числе сам Киршвинк, а также ученые из Японии, проверяющие результаты его работы.
Анализ результатов этого опыта, как утверждает калифорнийский геофизик, показал, что человек действительно обладает шестым магнитным чувством и может ощущать направление магнитных полей, хотя и делает это хуже, чем животные. По его словам, все участники опытов одинаковым образом реагировали на изменения в силе и направлении поля, что отражалось на их электроэнцефалограмме.
Как рассказывает Science, другие ученые восприняли такие выводы настороженно — они не сомневаются в том, что Киршвинк действительно проводил все эти эксперименты и не переиначил их результаты, однако они не уверены в его интерпретации полученных данных. С другой стороны, сам геофизик заявляет, что его японские коллеги получают схожие результаты в своем эксперименте со схожей постановкой, и готов говорить о том, что у человека действительно есть шестое чувство.