Магнитные «таланты» хрома

02.04.2008

Магнитные «таланты» хрома
Nature 452, 859-863 (17 April 2008). Electrical effects of spin density wave quantization and magnetic domain walls in chromium. Ravi K. Kummamuru, Yeong-Ah Soh Ученые из Дартмутского колледжа (Dartmouth College, USA) обнаружили у антиферромагнитного хрома свойства, которые позволят использовать этот простой металл в будущих приборах спинтроники. Как известно, электроны обладают помимо заряда еще и спином. Именно заряд электрона применяется для передачи информации в компьютерах. Спинтроника помимо заряда использует также спин электрона. «Явление, которое мы открыли, вероятно, позволит использовать хром по-новому», - считает Йень-А Со (Yeong-Ah Soh), руководитель исследования, профессор физики и астрономии из Дартмутского колледжа. Простой, всем известный элемент хром проявляет разные электрические свойства при нагревании и охлаждении. Эта разница обусловлена внутренней перестройкой электронов и их спинов. Вместе с коллегой Рави Куммамуру (Ravi K. Kummamuru) из Университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champagne) она провела электрические измерения хрома, чье поведение зависит от образования волн спиновой плотности и наличия антиферромагнитных доменов. Ученые обнаружили, что у хрома наблюдается два типа температурного гистерезиса (и в продольном, и в поперечном случае). Первый можно объяснить конечной толщиной пленки (что подтверждается рентгеновской дифракцией), объясняет Со. Второй – рассеянием электронов на доменных стенках. Потенциально эти результаты имеют большое практическое значение . Исследование ученых открывает возможность для использования в спинтронике не только ферромагнетиков: и антиферромагнетики можно применять для хранения информации и проведения операций с ней. http://www.dartmouth.edu/~news/releases/2008/04/16.html