«Мертвые магнитные звезды»

04.11.2008

«Мертвые магнитные звезды» Kopp R.E., T. D. Raub, D. Schumann, H. Vali, A. V. Smirnov, J. L. Kirschvink (2007), Magnetofossil spike during the Paleocene-Eocene thermal maximum: Ferromagnetic resonance, rock magnetic, and electron microscopy evidence from Ancora, New Jersey, United States. Paleoceanography, 22, PA4103, doi:10.1029/2007PA001473.
Dirk Schumann et al. Gigantism in unique biogenic magnetite at the Paleocene–Eocene Thermal Maximum. PNAS, online before print October 20, 2008, doi: 10.1073/pnas.0803634105
На рисунке:  Кристаллы магнетита из Нью-Джерси

Международная команда ученых обнаружила в отложениях скважин в Нью-Джерси (США) микроскопические магнитные окаменелости, которые раньше не встречались палеонтологам. Во-первых, кристаллы в среднем в восемь раз больше по размерам, чем любые магнитные кристаллы, которые были когда-то выращены бактериями или создаются ими сегодня. Во-вторых, у них необычная форма. Она напоминает, например, наконечник копья и вытянутый ромб. И, наконец, как докладывает группа исследователей под руководством геобиологов из Калтеха (the California Institute of Technology), США, и Университета МакГилла (Канада) в журналах «the Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS)» и «Paleoceanography», удивительные кристаллы были обнаружены в осадочных слоях времен древнего глобального потепления.
Пятьдесят пять миллионов лет назад Земля пережила глобальное потепление, нагревшись примерно на 5-10 градусов после попадания в атмосферу огромного количества углерода. Хотя причины, которые привели к резкому потеплению на рубеже палеоцена-эоцена (Paleocene–Eocene Thermal Maximum, PETM), до конца не понятны, нельзя исключать повторения этого события в будущем. Естественно, изменение климата повлияло на развитие животных и растений и даже привело к исчезновению некоторых видов. Например, вымерла почти половина микроскопических морских раковинных амеб фораминефер.
«Представьте наше удивление, когда мы обнаружили не только ископаемые «цветы» бактерий, которые создают в своих клетках магниты из оксида железа, но и совсем неизвестный вид организмов, которые выращивают кристаллы магнетита большого размера», - рассказывает Тимоти Рауб (Timothy Raub) из Калтеха, собиравший образцы в Нью-Джерси.
Длина обычного магнитного кристалла – около четырех микрон. Новые магнитные окаменелости – в восемь раз больше. Достигнув определенного размера, копьевидные кристаллы, например, растут только в длину, а не в ширину, что характерно для большинства высших биологических организмов. На них можно разглядеть мелкие магнитные частички из кристаллов оксида железа, которые вырабатываются обычными магнитотаксическими бактериями. Но самыми редкими экземплярами оказались сферические кластеры с копьевидными головками, которые ученые назвали «мертвыми магнитными звездами». Видимо, так и выглядели кристаллы в первоначальных биологических структурах.
Дирк Шуман (Dirk Schumann) из Университета МакГилла считает, что это могут быть одноклеточные эукариоты, которые развивались во время потепления. Вероятно, кристаллы магнетита они использовали для ориентации в магнитном поле Земли.
«Наверно, континентальный шельф в Атлантике во время палеоцен-эоценового потепления был насыщен железом, как и берега современной Амазонки. Обнаруженные ископаемые могут рассказать нам о существенных изменения окружающей среды», - объясняет соавтор Роберт Копп (Robert Kopp) из Принстонского университета, который первым начал работы над проектом еще будучи студентом Калтеха.