Растения могут накапливать наночастицы

21.11.2008

Растения могут накапливать наночастицы На рисунке: Побеги тыквы могут поглощать, перемещать и накапливать наночастицы. Числа соответствуют силе магнитного сигнала в разных тканях растения в единицах memu (1 memu = 8.5 x 10 в 11 степени частиц). Figure courtesy of Profs. Yan Jin and John Xiao, University of Delaware.

Впервые ученые из Университета Делавэра показали, что наночастицы могут попадать в растения, накапливаться в них и, соответственно, попадать в пищевую цепочку. Янь Цзинь (Yan Jin), профессор физики почвы (the University of Delaware College of Agriculture and Natural Resources), и Джон Сяо (John Xiao), профессор физики и астрономии (the College of Arts and Sciences) с коллегами опубликовали результаты исследований в «the Journal of Environmental Monitoring» и «Chemical Biology».
Наночастицы в тысячи раз меньше человеческой клетки, их все чаще используют в электронике, топливных элементах и медицинских процедурах. Многие говорят о риске их использования и для человека, и для окружающей среды, однако этот вопрос плохо изучен. Так как химические составы могут проявлять совсем другие свойства на таких уменьшенных масштабах (грифель, к примеру, может стать прочнее стали), то возникают опасения, что человек или животное, например, вдыхая эти невидимые частицы, могут навредить своему здоровью.
«Мы показали один из возможных путей попадания в пищевую цепочку наночастиц, а принесет это вред человеческому организму или нет, зависит от многих факторов. Это лишь предварительное исследование», - рассказывает Янь Цзинь.
Ученые выбрали влаголюбивую тыкву, которая быстро растет. Растения выращивали на гидропонике в водной среде, в которую были добавлены наночастицы оксида железа или магнетита. Через двадцать дней растения разрезали на кусочки и высушили в вакуумном эксикаторе. Затем с помощью магнетометра проверили наличие магнитных частиц в растении.
Достаточное количество магнетита накопили разные части тыквы. А вот фасоль, например, выращенная по такому же методу, практически не содержала магнитных наночастиц. Это говорит о том, что растения избирательно поглощают наночастицы. Тыква же, выращенная на песке с магнитными наночастицами, впитала совсем небольшое количество магнетита, а выращенная в почве - и вовсе оказалась без наночастиц, замечает Цзинь.
«Мы хотели бы подчеркнуть, что наши исследования предварительные, и мы надеемся, что они повлекут за собой другие исследования в этой области», - заметила ученый.