Была ли у Луны магнитная «динамо-машина»?

21.01.2009

Была ли у Луны магнитная «динамо-машина»? На фото: Камень с «Аполлона-17». Credit: NASA
Ученые из MIT (США) открыли источник намагниченности камней, привезенных с Луны во время экспедиции «Аполлон-17». Камни не давали покоя ученым с начала 1970-х годов. «Магнитные следы» в камнях, как показали исследователи, указывают на то, что 4.2 миллиарда лет назад у Луны было жидкое ядро с такой же динамо-машиной, которая и сегодня работает в недрах Земли, создавая магнитное поле.
Группа Бена Вайсса (Ben Weiss, the Victor P. Starr Assistant Professor of Planetary Sciences in MIT's Department of Earth, Atmospheric and Planetary Sciences) исследовала самый старый камень, привезенный Харрисоном Шмидтом (Harrison "Jack" Schmidt), единственным геологом, который ступал на Луну.
«Многие считают, что это самый интересный лунный камень», - объясняет Вайсс в исследовании, опубликованном в журнале «Science» (16.01.09). Измерения с помощью чувствительного магнитометра позволили исключить возможные источники намагниченности, например, магнитные поля, которые на небольшой срок появлялись при мощных космических бомбардировках Луны. Такие поля «живут» всего несколько секунд при небольших ударах и около дня при сильных столкновениях. Но исследование камня с Луны доказывает, что он находился под влиянием магнитного поля длительное время – миллионы лет, что возможно при наличии у Луны «динамо-машины».
«Собственно, эта гипотеза не новая и одна из самых противоречивых в науке о Луне», - говорит Вайсс. До миссии Аполлона многие ученые были убеждены, что Луна родилась холодной и всегда оставалась такой, и у нее никогда не было расплавленного ядра. Экспедиции «Аполлона» доказали, что на поверхности спутника существовали массивные потоки лавы, но о наличии у спутника в древности расплавленного ядро ученые уже спорят тридцать лет.
Величина магнитного поля, необходимая для намагничивания камня, должна равняться примерно одной пятидесятой от величины современного магнитного поля Земли, объясняет Вайсс. Это согласуется с теорией «динамо», утверждает ученый, а также с гипотезой образования Луны: спутник образовался, когда тело размером с Марс ударило по Земле и выбросило большие осколки в космос, где они слиплись и образовали Луну.
Как мало мы знаем о нашей соседке, говорит Вайсс, несмотря на то, что уже шесть раз побывали на спутнике. Может, повезет в следующий раз?
.