Особое «магнитное чутье» бабочек-монархов

22.01.2010

Особое «магнитное чутье» бабочек-монархов На фото: Бабочки-монархи на отдыхе. (Credit: iStockphoto/Paul Tessier)
Бабочки-монархи каждый год преодолевают до трех тысяч километров от восточной части Северной Америки до лесов в Мексике, ориентируясь при этом и по магнитному полю Земли. Нейробиологи из Медицинской школы Массачусетского университета (the University of Massachusetts Medical School - UMMS) связывают способность некоторых животных ориентироваться по магнитному полю Земли с белками-фоторецепторами.
Для исследований ученые использовали трансгенных мушек дрозофил (Drosophila melanogaster) и бабочек-монархов(Danaus plexippus). У плодовых мушек ученые удалили собственные молекулы белка-фоторецептора криптохрома (Cry1), который, как известно ученым, участвует в «магнитных чувствах» насекомых. Затем ввели им криптохром Cry2 бабочек-монархов. Оказалось, что обе формы белка могут восстанавливать «магнитные чувства» мух, а это доказывает, что криптохромы играют важную роль в магниточувствительности. Так как белок бабочек Cry-2 близко связан с таким же белком у позвоночных животных, например, у птиц, которые используют его для ориентации по магнитному полю Земли при перелетах, то наше исследование можно считать первым доказательством на генетическом уровне того, что криптохром может работать как магниторецептор, считает Стивен Репперт (Steven Reppert), руководитель группы.
Ученые обнаружили, что криптохромы участвуют в магнитной ориентации насекомых только при длине волны света меньше 420 нанометров. Отсутствие магнитного отклика у криптохромов обоего типа, когда длина волны превышает эту величину, опровергает общепринятую точку зрения на работу криптохромов. Мы считаем, что криптохромы у животных участвуют в магнитной чувствительности, обусловленной светом, благодаря необычному фотохимическому механизму, подчеркивает Роберт Гигир (Robert Gegear), главный автор работы, опубликованной в журнале Nature.
У криптохрома есть молекулярная способность чувствовать магнитные поля. Группа Репперта собирается показать, что бабочки-монархи могут в действительности использовать магнитные поля во время их осенних перелетов. Ранее ученые показали, что ключевой механизм использования солнечного компаса, который помогает ориентироваться бабочкам-монархам, находится не в их мозге, как считалось ранее, а в антеннах.
Animal cryptochromes mediate magnetoreception by an unconventional photochemical mechanism. Robert J. Gegear et al. Nature. doi:10.1038/nature08719; online 24 January 2010.