В настоящее время разрабатываются и другие виды оптической памяти, использующей, например, в качестве носителя информации уже отдельные молекулы или предлагающие перейти к многоуровневой логике вместо общепринятой сейчас бинарной.
Обещающим кажется и использование термомеханических процессов для считывания и записи информации на тонких полимерных органических пленках. Ученые компании IBM предлагают использовать для этого так называемый millipede — тысячи кантилеверов (чувствительных элементов), закрепленных на одной кремневой подложке, причем каждый из кантилеверов может записывать и считывать информацию на/с полимерной среды.
Однако в отличие от разработок технологии магнитной памяти доведение данных работ до промышленного прототипа требует огромных финансовых затрат. В то же время проведенные к настоящему времени исследования магнитного метода записи уже сейчас позволяют увеличивать плотности записи в два раза за один год. Дальнейшее развитие магнитной памяти не требует чрезмерно больших затрат. Цена одного мегабайта магнитной информации уже сейчас снизилась приблизительно в 500 раз от начальной его цены и не превышает нескольких десятых цента. Таким образом, можно предположить, что в ближайшие 7—10 лет магнитные материалы будут оставаться наиболее используемой средой для записи информации (по крайней мере для жестких дисков компьютеров) и в ближайшем будущем будут успешно конкурировать с чисто оптическими и другими методами.
Точного ответа на вопрос, каков предельный размер магнитного носителя одного бита информации, до сих пор не существует. По всей видимости, один бит такой информации будет включать в себя от двух до нескольких сот атомов. Для окончательного решения этой проблемы необходимо найти ответы, например, на следующие вопросы: 1) до какого наименьшего размера нанообъекта существует ферро- или ферримагнетизм, 2) возможно ли перемагничивание данного объекта, 3) возможно ли создание стабильных матриц, содержащих регулярно распределенные нанообъекты с указанными свойствами?
Что же касается далекой перспективы, то не исключено, что компьютеры будущего будут использовать для вычислений уже не биты, а так называемые кубиты (квантовые биты) информации, представляющие собой суперпозицию квантовых состояний. Реальная работа таких квантовых компьютеров потребовала бы интеграции большого количества кубитов (например, невзаимодействующих молекул) с одновременным контролем их состояния.